2. Architect Nataly Batuyeva - The articles about history of landscape architecture.

Это одна из статей, посвященная японскому садовому искусству.

"Японский сад".
"Все молчали - хозяин, гости и белые хризантемы...."
Мацу Басё.

Первые из дошедших до нас сведений об удивительных садах и парках Японии относятся к нашей эре. Парки в Японии предназначались для уединения, раздумий, тихого созерцания красоты природы. Главной целью было создать у человека настроение безмятежности, покоя, умиротворения. Жизнь так сложна и насыщена тревогами и опасностями, и в доме так сложно укрыться от проблем окружающего мира. Но стоит выйти в сад… По камням тихо журчит вода… Вечереет. Сонное озеро отражает золотистые стволы вековых деревьев, небо вбирает последние отблески заката, и шелестит теплой травой ветер… Покой и мир охраняют в саду грозные великаны-сосны, их мощные стволы и кроны упираются в облака – и небо не обрушится на человека. Мир стоял, и будет стоять, пока живы деревья. Они – корни неба. В доме – тесно, в саду место найдется всем. Покой и убежище – Сад. Охранник – сама Природа.
Японский сад – это, прежде всего, рельеф. Причем не только естесственный, но нередко и искусственный, водные устройства – пруды, речки и водотоки, водопады, скалы самой различной формы и величины, разнообразнейший ассортимент пород деревьев и кустарников лиственных, хвойных, вечнозеленых и красивоцветущих.
Характерная особенность японского сада – пейзаж с элементами символики, формируемый в расчете на воображение человека, который должен домысливать тот или иной пейзаж. К примеру, если на участке нет водного зеркала, его заменяют гладким песком, а горы символизирует композиция из скал и камней.
Обычно японский сад или парк бывает трех типов: плоский сад без водоема, плоский сад с водоемом и островками, и сад с холмами и водоемами.
Уже в ХII в. в Японии появились трактаты по садово-парковому искусству; в них излагались основные теоретические положения и принципы садово-паркового строительства, указывались правила пользования территорией и ее членения. Насаждения для оформления сада или парка выбирали очень тщательно, а цветочный декор почти отсутствовал. Из хвойных деревьев излюбленной породой была сосна, которая ценилась за стройный высокий ствол, ажурную крону и стойкость: она сопротивлялась ветрам и буре. В одиночной посадке сосна служит акцентом, воспринимается на фоне газона или дает эффектное отражение в воде. Шелест ветра в кроне сосны воспевался поэтами. Применялись и другие виды хвойных – кедр, ель, криптомерия, кипарис, тисс, можжевельник – одним словом, палитра хвойных чрезвычайно разнообразна. То же самое можно сказать о лиственных породах и красивоцветущих; наряду с плодовыми – вишней, сливой, абрикосом, часто применяются магнолия, рододендрон, форзиция, дафне, вейгела. Встречаются реликтовые деревья – гингко, камфарное дерево и др.
Ценятся лотосы на прудах, но предпочтение отдается ирисам, пионам и хризантемам. Кустарники подчас подстрижены в виде шаров, кубов - вдоль аллей или сплошь покрывают склон холма, создавая сплошной зеленый фон. Газон часто заменяется мхом, но открытые пространства могут буть покрыты чистым речным песком.
Для японского садово-паркового искусства не характерно яркое красочное оформление, оно скорее одноцветно, чем многоцветно. Применяют мох разных оттенков или однотонный, а рядом располагают небольшой участок газона. Пейзаж строится на различных нюансах крон деревьев, побегов кустарников или их листвы. Цветочные пятна, как, например, лотосы в водоеме, играют второстепенную роль.
Большое значение имеют камни: то крупные, то мелкие, они располагаются в зависимости от замысла – вертикального или горизонтального, заменяя таким образом скульптурный декор. Камни устанавливают в одиночку, группами, создавая холмик или грот, подчеркивая поворот дорожки или береговой линии, акцентируя мыс островка или полуостровка.
Некоторы парки Японии сохранились с ХI в. Еще в VIII в. древняя столица Японии Киото славилась своими красивыми садами, часть одного из городских парков существует и поныне. Милитаристский характер династии Катакича (ХII-ХIV в.в.) замедлил процесс развития садово-паркового искусства. В этот период господствует буддизм, и священнослужители проповедуют простоту, изгоняя при этом эстетику.
В ХIV-ХVІ в.в. в связи с развитием изобразительного искусства, искусства аранжировки цветов, театрального искусства отношение к садово-парковому искусству коренным образом меняется. Особенностью японского сада становится требование, чтобы он был виден снаружи и вместе с тем, чтобы возможно было наслаждаться садом, находясь дома.
Многие сады этой эпохи располагались близ храмов, в уединенных местах, и назывались "Сад мха". Мох покрывал землю, камни, пни, стволы деревьев как густой ковер. В центре такого парка было маленькое озеро с небольшими островками. Контуры островков составляли слово "сердце", что символизировало погружение в природу.
В Японии популярно создание миниатюрных "парков", умещающихся в керамической вазе, но поражающих полнейшим сходством карликовых деревьев с их настоящими прототипами. Искусство создания таких садов называется "бонсай". Оно возникло в Японии около семи веков назад. Поначалу миниатюрные деревца служили только на потребу вкусам феодальной аристократии. Отсюда высочайшие требования – изысканность и красота. Каждое деревце не должно давать оснований для подозрений в том, что оно хоть чем-то, помимо размеров, отличается от своих естесственных сородичей – взрослых деревьев. Во-вторых, ценится возраст или его видимость: каким бы миниатюрным не был "бонсай", он должен создавать впечатление долголетия.Достигается это различными способами: поросшей мхом землей, над которой возвышается ствол, зеленоватой патиной на коре дерева, выходящими на поверхность узловатыми корнями.
Для миллионов японцев крохотные деревца в грубо обожженных керамических вазах – едва ли не единственная возможность повседневного контакта с живой природой, когда современная цивилизация существенно урезана природную обитель человека, загнав его в жесткие рамки металла, стекла, бетона.
Когда-то в ХVІІ в. на берегу реки на окраине Киото был заложен великолепный дворцовый парк – Кацура. Он расположился на плоской местности. В парке создана развитая сеть прудов и каналов, а так же небольшие искусственные холмы, для насыпки которых послужил вынимаемый грунт. Парк занимает площадь 10га, и совершенно изолирован от окружающей местности, так что все внимание сосредоточено на внутренних пейзажах. Парк предназначен для прогулок пешком или на лодке. Предусмотрена постоянная смена "картин", гармонично переходящих одна в другую. Большая роль отведена различным хвойным деревьям и кустарникам. Благодаря извилистым контурам берегов и островков прогулочный маршрут необычно длинный.
Самая привлекательная особенность японского садово-паркового искусства – его сдержанность. Ничего броского, чувство меры и художественного такта отличает все композиции – малые и большие. Высочайшие достижения этого искусства в прошлом и теперь играют большую роль в развитии садов и парков мира.
Японский сад прежде всего – это мощнейшая энергетика. Это прорастающие из влажной земли молодые бамбуковые побеги в Токийском парке, и расправляющие над рыбными прудами свои огромные крылья веерные пальмы . Это вибрирующие ароматы орхидей в вечернем парке. Это рукотворные чудеса, плоды размышлений. Сдержанность и безупречность. Осознанное использование природных особенностей и свойств материалов. Это большие и гладкие валуны, бамбуковые стволы, выразительность и тепло фактуры дерева, мелкий гравий, упруго хрустящий под ногами. Свет, тепло, покой…
Японский сад – это путешествие по древним дорогам Востока. Это озаренность и талант многих поколений художников, энергией мысли явивших миру удивительные примеры содружества природы и человека, когда неразрывными стали тщательное сохранение покоя и неудержимое буйство природы, тишина, отдых и бьющая через край энергия жизни.
"Бриллиант в оправе" – японский сад. Как весна, каждый год обновляющая землю…

Сайт находится в стадии доработки.


Главная. Homepage.

My architecture. Moя архитектура.

My photoalbum 1. Мой фотоальбом 1.

My photoalbum 2. Мой фотоальбом 2.

1. Мои статьи. My articles.



Сайт управляется системой uCoz