|
1. Architect Nataly Batuyeva - The articles about history of landscape architecture.
|
Это некоторые из моих статей на тему , которая достаточно долго интересовала меня . "Ландшафт. Или путешествие во времени."
|
Садово-парковое искусство зародилось на Древнем Востоке. Египет, Палестина, Ассирия, Вавилон, Персия, Китай …Сады и парки Древнего Востока, Средней Азии свидетельствуют, что уже в далеком прошлом был необыкновенно высок уровень ландшафтной архитектуры.
Египет считается одной из первых стран, где возникло искусство создания садов и парков. Благодатные долины Нила расцветали садами и виноградниками. Уже с древних времен дерево для древних египтян было священным, и каждый храм имел свое священное дерево. Храмы царицы Хатшепсут имели огромные садовые владения, Описания этих удивительных парков имеются в исторических летописях. Фараон Тутмос IV из своего похода в Палестину привез огромную коллекцию редких растений, и приказал высечь барельефы с их изображением. По сути, это был первый в истории ботанический атлас. Из Древнего Египта пошли по миру изображения лилий и лотосов, резеды и мирта, папирусов и финиковых пальм. Египетские сады - сочетание симметрии, изящества и утилитарности. Светлый, поэтический образ той эпохи – царица Нефертити, вкушающая плоды винограда на берегу озера, которое утопает в зелени деревьев, белые птицы, плывущие по воде … И Бог Солнца Амон осеняет этот мир своим знамением…Египтяне были полны мудрости и жизнелюбия, и они первые стилизовали природные формы в конкретные художественные и архитектурные образы. Так возникли формы колонн с капителями в виде лотосов, папирусов или пальм. Отсюда диктовался стиль убранства домов, планировки жилых помещений, где огромное значение придавалось растениям, водоемам и садам, имевшим культовый смысл.
В Древней Ассирии и Вавилоне садово-парковое искусство складывалось и развивалось на основе живительной силы египетской культуры. Еще с древнейших времен здесь дерево также считалось символом жизни. И парки были лучшим украшением страны, поэтому они первыми подвергались уничтожению со стороны врагов.
Древние считали, что враг, разрушивший их сад , растоптал и их человеческое достоинство. Ведь когда человек говорит о своем доме и о саде, он говорит о своем внутреннем Мире, о своих привязанностях и страхах, о том, что ему дорого, чем он живет. Срабатывает древний животный инстинкт - человек создает свое «убежище» - безопасное место, где он может жить, творить и растить своих детей.
Дом, сад – это Мир. Это покой, надежность, защита. Это отражение личности человека, его интеллекта, его культуры. Это собственная, обособленная часть мира и жизни человека. И каждый индивидум стремится наполнить ее всем лучшим и достойнейшим, что он может создать своими руками, умом и чувствами.
Древние говорили: "Ты наклонись к цветку, но не для того чтобы сорвать его, а чтобы посмотреть ему в Лицо, и показать свое…".
Помним ли мы эти древние заповеди? Куда исчезло наше врожденное чувство единства и связи с Природой? Почему наш мир наполнен чудовищными страстями и агрессией? Может стоит почаще оглядываться на своих предков?
Персы-завоеватели и поработители множества стран, создавшие в древности мощнейшую, огромнейшую империю, куда входили Мидия, Лидия, Палестина, Малая Азия, Финикия и Закавказье – вместе с покорением этих государств, привнесли в их культуру и цивилизацию новое представление о мире и о земле, как о предмете Искусства. И дом, и сад они возвели в ранг Творения, Созидания. Размеры и красота дворцов и парков персидских царей произвели неизгладимое впечатление на греков и римлян – античный мир постепенно вступал в соприкосновение с великой живой мудростью и силой древних цивилизаций Востока.
Дворец владыки Вавилона, лучшим украшением которого были "висячие сады Семирамиды" – это одно из самых знаменитых семи чудес света. Семирамда – ассирийская царица – создавала их, чтобы удивить мир. Об этих садах писали Диодор, Клейтарх, Страбон, Сократ. А в это же время, в соседних землях – в Иудее, в Иерихонской долине, царь Соломон создает великолепный бальзамический сад, в котором выращивались драгоценнейшие пряности.
Сократ после своих путешествий в земли Персии писал и поучал своих учеников, что повсюду, где ни появлялся персидский царь, он заботился о разведении садов, которые они называли "парадизами", и которые были полны всем лучшим и прекраснейшим, что могла породить земля.
Многие сады мира – в Турции, мавританские сады в Испании, сады татарских ханов в Крыму – возникли под влиянием древнего восточного садового искусства.
Великолепные грандиозные сады Индии и Китая описаны в древних исторических книгах. Священный индийский парк Емабана, подаренный Будде купцом Анатапинта: "Там прозрачная вода прудов, роскошная зелень и множество цветов…"
В Китайских эпосах упоминаются гигантские императорские парки площадью более 3тыс.га.
В Древней Греции, в гомеровскую эпоху, искуссно и тщательно украшались места, предназначенные для богопочитания. Священные рощи с течением времени превращались в садовое окружение храмов. Греческое садовое искусство в своем развитии получило могучий импульс извне. Благодаря завоевательным походам Александра Македонского вся Азия с ее высокоразвитым садовым искусством была сразу включена в греческую культуру. Города Антиохия, Александрия славились своими прекрасными садами с цветочными гирляндами и тенистыми беседками из плюща и виноградных лоз. Греки привнесли в свои сады новые, по сравнению с Египтом, решения – терассообразное, уступчивое устройство, более свободная композиция, декоративность, нагромождение зеленых масс, обилие украшений, витые лестницы, фонтаны со сложными гидравлическими машинами.
В Республиканском Риме формируется еще более целостный архитектурный организм, тесно связанный с садовым искусством. Знаменитая вилла императора Адриана, построенная около Рима в Тибуре, являлась великолепным дворцово-парковым ансамблем с грандиозным размахом.
Архитектура парковых сооружений пыталась воспроизвести знаменитые постройки Древней Греции. Появление этой археологической нотки в садовом искусстве весьма примечательно, и в дальнейшем она прослеживается во всей истории садово-парковой архитектуры.
Мы и Они, Настоящее и Прошлое…. Прислушайтесь к голосу древних зодчих. Они приходили на пустую землю. И выращивали на ней города. Как садовники выращивают сад… Архитекторы – это садовники человечества. Самые одержимые и любопытные из людей. Искатели сокровенных знаний, они всегда в поиске. И их находками полнится человеческая культура.
Ландшафтная архитектура – это искусство в искусстве, древняя наука, симбиоз идей и знаний разных эпох, наше наследие.
Печальные реалии нашего сегодняшнего дня – ландшафтная архитектура воспринимается на уровне рядового озеленения – примитивные тюльпанчики вдоль дорожек, голубые ели в окружении бордюров из буксуса, и огромные сплошные, безликие массивы роз на клумбах.
Неприятие, невосприимчивость к художественным традициям садового искусства вообще, говорит только о чрезвычайно низком культурном уровне в отношении к архитектуре, дизайну. Невозможно без специальных знаний и профессионального художественного опыта создать сколько-нибудь значимый ландшафт.Это не попсовое искусство, где нас ничто не ждет. Только внутренняя уверенность, тонкость, гибкость и образованность являются единственным аргументом в искусстве, и в искусстве ландшафта, в частности.
Когда создается "Сад камней", по японским традициям, это поистине священнодействие, пронизанное четким стилем и профессионализмом. Но мы, глядя на этот сад, чувствуем, как "сердце погружается в природу" – это мир уединения, раздумий, тихого созерцания красоты, воплощенной в садовой композиции. И за каждым камнем незримо, но чувственно присутствует сам Автор, архиректор-режиссер, архитектор-драматург.
Любой профессионально сделанный сад – это Ожидание. Сад всегда радует нас неожиданными эффектами, он развивается спонтанно, но в основе его развития лежит авторская идея, превращающая уголок природы в красочное шоу, парад, спектакль, представление, театр. Сад живет , все время меняясь. Сегодня он розовый, завтра – желтый, золотой или фиолетовый. Идея сада должна быть интригующей, зажигающей в людях любопытство, интерес. Замечательно, если человеку, ступившему за ограду сада, хочется идти дальше. Его влечет орнамент мощения дорожек, благоухающая зелень кустарников, тенистые перголы и беседки, увитые плющом и виноградом. И тогда сад – это путешествие, полное открытий и сюрпризов.
Архиректор, как тонкий стилист, может точно передать образ любой эпохи, и тогда мы окажемся в древнегреческом саду с горными уступами, белой галькой, античными амфорами и средиземноморской растительностью. Меняется стиль и эпоха – и мы уже путешествуем по средневековому мавританскому парку, отзвуку далекого мира гранадских халифов – парки Альгамбры с Львиными и Миртовыми садами, водоемы и фонтаны, лебеди, белые лилии, факелы в ночи…
Эпоха Итальянского Возрождения, когда перед изумленным Западом предстал новый мир – в Италии наступил невиданный расцвет искусства – отблеск классической древности. И возникает образ нового сада – великие зодчие и художники создают стиль "Барокко", и ренессансный сад вбирает в себя целиком и полностью окружающий ландшафт, как на Вилле Д''Эсте или Вилле Медичи. Декорации, уникальное сочетание природных форм с архитектурной пластикой. Живописные ландшафтные парки, глубинные перспективы, расходящиеся в разные стороны ступеньки, которые заставляют зрителя перемещать пункты наблюдения, чередование сменяющихся картин – и наслаждение эффектом! Аллеи, лестницы, террасы, гроты – части одной большой декоративной постройки. И мы – в театре! Кариатиды кажутся родственными соседним кипарисам, и стираются границы между узорами баллюстрад и цветочными узорами. Таковы итальянские сады и парки. Они полны энергии вдохновения, и очень чувственны.
Водные пространства в ландшафтах занимают особое место. Пруды, водопады, каскадные бассейны. Спокойная гладь водоемов удиивительно контрастирует с бурными каскадами, доставляющими воду. Фонтаны в сочетании со скульптурой добавляют драматизма в водную феерию. И тогда водоем становится зрительной доминантой сада. Любой пруд – это живой организм. И созданием водоема, кроме архитектора, занимается специалист-гидробиолог, который подбирает сообщество растений и рыб так, чтобы они мирно дополняли друг друга. Каменистые острова, мерцающие в воде золотые рыбки, удивительные водные растения, плавающие и подводные светильники – все это позволяет сделать из любого водного пространства главенствующий или определяющий элемент садово-парковой композиции. Главное понять и почувствовать ,наравне с автором-проектировщиком любого ландшафта , что сад – это со-Авторство, со-Переживание, со-Участие – Природы и Человека, Учителя и Ученика, Проповедника и Слушателя.
Прислушайтесь к своему саду! И он сам откроет Вам свои тайны. Они удивительны!
Оглядываясь на прошлый исторический опыт садово-паркового искусства, важ-но понять, что соприкосновение Архитектуры и Природы – это глобальный гуманистический опыт человечества. Чтобы создать Сад, надо ПОЛЮБИТЬ его… Помните, у Куприна:"Я люблю тебя… И да святится Имя твое…"
Чтобы работать с садом, надо изучить каждое растение – как близкого человека, со всеми его вкусами и наклонностями. Понять, в какие минуты растение бывает особенно красивым. У людей – это минуты вдохновения, творческого порыва, у растений – это пора цветения.
Сад – это Сонм существ, которые пристально наблюдают за нами. Сделайте свой собственный сад, особенный и удивительный, предмет Вашей гордости и любви. Ради этого стоит жить…
В начале был сад…
Сад Эдема…Райский сад…. История любви Адама и Евы. Грехопадение… И изгнание из рая. С тех пор и существует в мире людей сокровенная мечта о возвращении – в тот сад, где нет войн и насилия, где все сбывается, и все радостное – наяву. Утопия, Мир восторгов и грез. Иллюзия особой жизни…
Еще в далекой древности люди начали создавать сад Мечты. Иногда – вдали от людской суеты, где-то в море-океане, на затерянных островах. Так возникали образы отдельных миров: в Атлантике, на Азорах или на Гаити – субтропические джунгли, Страна молока и меда... Живущие в сознании людей, эти прекрасные миры проявлялись в неумирающем стремлении человека к идиллии. И так – до сих пор – каждый из нас обречен, создавать свой Эдем, свой удивительный сад.
Поиск Идиллии – самая влиятельная идея в мировой истории. Зарождались и умирали цивилизации, шел век за веком, а человек неустанно строил, создавал, воплощал свою Мечту. И это священнодействие превратилось в Искусство. Многоцветный мир, тщательно оберегаемый от злого рока, должен был стать долговечным. И человек учился у природы – как надо жить, чтобы жить долго, как жить в согласии с собой, с миром, с Богом. Образы живой природы, соприкасаясь с жизнью человека, несли в себе ощущение защищенности и комфорта, а непрерывно меняющиеся картины ландшафта ассоциировались с жизненной энергией, текучестью и изменчивостью мира. И человек ощущал себя частицей этого животворящего потока. Отсюда явили миру свое лицо Красота, Вдохновение, Озаренность, и их завораживающий свет отразился на образе жизни целых народов.
Красивейшие уголки природы породили самые могущественные и высокоразвитые цивилизации.
На берегах Средиземного моря, в удивительном природном оазисе возникла потрясающая по силе и влиянию древняя античная культура, вобравшая в себя традиции великих цивилизаций Востока. Греки привнесли в садовое искусство новое пространственное решение – сложное террасирование, позволяющее создавать разноплановые композиции. Уступчатое устройство садов и парков способствовало ощущению многомерности мира, его наполненности и многообразия. Цветущие сады с множеством лужаек и деревьев (тенистые платаны, тополя, ильмы) становились непременным атрибутом общественной жизни: свободолюбивый дух греческих полисов наполнял окружающую природу энергией мысли и движения.
Рим объединил греческие архитектурные формы с чертами чисто италийскими, вобравшими в себя этрусский атриум, эллинистический перистиль и виридарий (озелененный участок) с бассейном или фонтаном и статуями. В Императорском Риме сформировался еще более целостный архитектурный организм, тесно связанный с садовым искусством. К примеру, термы – грандиозные сооружения, вмещающие огромные залы, бассейны для плавания, окруженные двориками, садами и закрытыми помещениями, в которых протекала спортивная, литературная и художественная жизнь города. На склонах Албанских и Сабинских гор, в Компанье и других местах строились загородные виллы императоров и городской элиты – роскошные садово-парковые ансамбли.
"Эпикуреец сосредоточенно покоится в глубине своего утонченного сада…" О садах Эпикура известно немного, но даже этой малости Вергилию было достаточно, чтобы создать в "Георгиках" образ тарентского старца с его утонченно-благородным садом. Сад был прибежищем от жизненных бурь не только для Эпикура, но и для многих образованных римлян: в нем протекала жизнь, тщательно оберегаемая от внешнего неупорядоченного мира.
Римская эстетика с ее любовью к строгой симметрии и с ан-самблевой группировкой статуй отразились и в садовом искусстве: в садах воспроизводятся архитектурные формы полисной Греции – гимнасии, портики и ипподромы, вносящие в мир природы не только властную ноту присутствия человека, но и поэзию воспоминаний. Заполненные скульптурами, вывезенными из Греции и с Востока, сады демонстрировали также и завоевания римлян. Официальная идеология, проникая в мир архитектуры, дисциплинировала природу. И невольно рождалась мысль о том, что римляне не только покорили весь мир, но овладели также и природными стихиями. Наверное, так оно и было…
Если греческая архитектура демонстрировала "тождество искусства и природы", то римская именно Искусство расценивала как главную силу, способную подчинить себе мир некультивированной природы. В римском саду господствовала также идея приобщения зрителя к миру богов и мифологических героев: фресковые изображения Диониса, вакханок и сатиров на стенах загородных вилл, таинственные гроты, боскеты с птицами – иллюзия особой жизни, из которой удалено все будничное. Иногда перед изумленной публикой разыгрывались целые представления и "оживали легенды" – в саду появлялся Орфей с кифарой, окруженный оленями и вепрями…Римляне были художниками сада…
Мир растений – каждый цветочек, каждое дерево – был связан с культом богов, прекрасно известным садоводам, поэтому выбор тех или иных растений был не случаен. Римский сад имел свой язык, понятный античному человеку, но утративший для нас свой сокровенный смысл.
Сады и парки Древней Греции, получившие дальнейшее развитие в императорском Риме, были восприняты потомками и определили целое направление в современном садовом искусстве под названием "Средиземноморский сад".
Итак, средиземноморский сад – это прежде всего сад античный. Стилистика его – это отражение образов и символов эпохи расцвета античной, эллинистической культуры, когда общественные понятия, мышление, язык, художественные образы с удивительной силой и красотой воплотились в Искусстве и Архитектуре. Это была эпоха сознательной и мощной борьбы человека за свое счастье. И садовое искусство в полной мере отразило поиски и утверждение античного идеала. Сад способствовал развитию изощренного вкуса, меткого взгляда, создав поэтическую обстановку для жизни.
Средиземноморский сад – это сообщество ключевых элементов: постройки (храмики, портики, диэты, толосы, гроты), многочисленные водные источники (бассейны, каналы, каскады, фонтаны) и особенным образом организованный мир природы (вечнозеленые растения в сочетании с листопадными, боскеты, подстриженные деревья и кустарники). В садах обязательно присутствовала центральная аллея – своего рода принудительный маршрут, на котором сад раскрывается перед зрителем в процессе движения. Многочисленные скульптуры требовали содержательных остановок, движения по кругу. А малые сады (перистили) в отличие от больших, предназначались для рассматривания (для упоения музыкой дождя, для любования закатами и т.д.). В них, как в японских садах, каждая деталь специально подчеркивалась и несла особое содержание. В центре перистиля обычно располагались статуя или бассейн, вокруг которых развертывались элипсообразные боскеты и цветники.
И древние греки, и римляне создали традицию в садовом искусстве, когда мощь и красота дикой природы становилась самой искусной декорацией для мерно протекающей человеческой жизни. Лесные деревья с их раскидистыми, или наоборот, устремленными вверх, стремительными кронами, соседствовали с упругими, извилистыми линиями колоннад и повторяющими их контурами выстриженных зеленых изгородей. Изогнутые линии портиков подчеркивали контуры береговой линии, останавливаясь перед рукотворными плоскостями сада – террасами и вымощенными двориками с беседками и тенистыми перголами.
В отделках использовались натуральные природные камни – базальты, мраморы, туфы, граниты, песчаники и известняки. Мягкие шершавые поверхности, приятные по колористике, и дающие разнообразную фактуру, создавались при помощи насыпей из цветных гравиев, морской гальки, мраморной крошки, измельченного песчаника – это отсветы солнца, неба, моря, вибрирующие оттенки бирюзовой морской воды, глубокой, сияющей голубизны неба над Адриатикой. Прекрасно вписывались в декор сада и терракотовые или глазурованные плиты, черепица, а вставки из мозаичных панно на стенах и в полах великолепно акцентировали самые выразительные уголки сада. Дополняла все это сообщество растений и камня изысканная, прекрасных форм и пропорций керамика – горшки, амфоры, кашпо. Пряный аромат цитрусовых деревьев наполнял воздух, и хрустели под ногами песчаные осыпи…
"Природа подражала Искусству благодаря присущему ей гению" – писал Овидий в своих "Метаморфозах". Впервые в истории так мощно, впечатляюще и грандиозно – покорилась природа направляющей руке человека. И Античный мир завещал нам –"…любоваться красотой своего сада, пользуясь каждым мигом данного человеку краткого существования" (Гораций).
История Версаля. Король Франции и Король Садовников. Людовик 14 и Андре Ленотр.
|
Франция. 5 сентября 1638 год.,,
У короля Людовика 13 родился наследник – сын Людовик. Маленький мальчик пришел в этот мир, чтобы через десятилетия стать самым могущественным европейским монархом. Его назовут Король-Солнце. Править он будет 72 года. Две главные страсти будут в его жизни – война и женщины. Воевать он будет постоянно , хотя политикой будет интересоваться мало. Страной будет управлять по советам своих министров и многочисленных фавориток. Но … Именно при нем Франция достигнет небывалого расцвета и могущества. И невиданная роскошь будет сопутствовать всей жизни короля. Границы Франции значительно расширятся, хотя это и будет стоить жизни 300 тысячам солдат. Король будет есть только на золоте, и к обеду ему будут подавать до 200 блюд, в то время как французские голодные крестьяне, разоренные военными налогами, будут питаться травой...
Но это все будет позже.Вернемся во времени на 25 лет назад…
Во Франции наступил 1613 год. В самой известной династии парижских садоводов, у Жана Ленотра родился сын- Андре.Маленький мальчик стал наследником в семье с богатейшими культурными традициями. Его дед , Пьер Ленотр, был старейшиной крупнейшей садоводческой корпорации Парижа. Он строил сады Тюильри , вместе с сыном Пьером обустраивал резиденции французских королей. Они еще не знают, что их сын и внук спустя годы станет самым прославленным ландшафтным архитектором Европы . И имя его станет в одном ряду со знаменитыми зодчими, художниками , скульпторами .
А пока … Маленький Андре с детства осваивает пластические и пространственные науки, учится искусству перспективы, берет уроки рисования и ваяния у лучших художников и скульпторов. И очень преуспевает в учении.
Годы летят незаметно. Однажды судьба сведет вместе двух этих людей, уже взрослых – Людовика и Андре. И их стараниями мировая культура обогатится величайшим памятником архитектуры и искусства. Однажды пересекутся их жизненные пути . И они создадут Версаль…
Могущественный, в расцвете лет король Франции Людовик 14 соберет при своем дворе лучшие умы и таланты французской культуры. Его резиденция станет средоточием всей культурной жизни страны. И искусство станет особым предметом заботы короля, потому что он увидит в нем мощнейшее средство для возвеличивания своей королевской власти.
Объединившаяся Франция покончит с феодальной раздробленностью, и победит идея прогрессивной централизованной монархии. На Францию окажет огромное влияние культура Итальянского ренессанса. И расцвет коснется всех наук и искусств , получивших мощный могучий импульс извне . Новый стиль жизни, новые искусства возникнут как выражение победы новой идеи, утверждающей порядок и отметающей хаос . Франция завоюет новые земли, объединит их силой и властью короля . И однажды Людовик 14 пригласит Андре Ленотра создать роскошный дворцовый комплекс – Версаль, свою резиденцию, чтобы увековечить и прославить свою власть, силу единства и порядка, власть системы, которая и станет основой французского абсолютизма и монархии.
Андре Ленотр станет создателем французской школы паркового искусства, он создаст в Версале потрясающий по красоте парк, и войдет в историю мировой культуры , как вели чайший архитектор ландшафта.
Несколько ранее Ленотр создаст парк Во-ле-Виконт, где всего за 4 года, начиная с 1656 года, возникнет резиденция одного из богатейших людей Франции того времени – министра финансов Фуке. Сам дворец еще носил в себе архаические черты средневекового замка-крепости, окруженной рвом-каналом. Но парк уже отличался целым рядом новых качеств, которые еще предстояло проявить себя в Версале.
Замечательный парк строился как живая декорация для многолюдных праздников, балетных представлений, фейерверков, музыкальных концертов, торжественных процессий. Его регулярная композиция создавалась с расчетом на эффект неожиданности и внезапное появление все новых и новых ландшафтов, скульптурных и других элементов.
Уже первый официальный прием в Во-ле- Виконт имел триумфальный успех у публики, однако был омрачен неожиданной реакцией короля . Привыкший к излишествам король был потрясен. И он заподозрил министра Фуке в попытке превзойти его самого в роскоши. Придворные завистники не упустили возможность указать королю на невероятную расточительность и претензии на власть, обнаруженные Фуке в его постройке. На следующий день министр был арестован, смещен со своего поста , и после долгого разбирательства приговорен к пожизненному заключению в горном замке Пиньероль.
Людовик 14 срочно приглашает Андре Ленотра для постоянной работы по коренной реконструкции Версаля с тем условием, что будущая королевская резиденция превзойдет все, что было создано Ленотром в Во-ле-Виконт.
Версаль, расположенный на юго-западе Парижа, был когда-то скромной деревушкой. В 1624 году Людовик 13 приказал построить там небольшой охотничий замок, который позднее был расширен и реконструирован Людовиком 14. В 1682 году Версаль заменил Париж в качестве главной резиденции короля. Вслед за Людовиком сюда переехал и весь королевский двор. В Версале начались строительные работы.
Людовик 14 полюбил Версаль сразу . Поначалу его вполне устраивал замок из камня и кирпича . построенный еще его отцом. Замок лишь немного расширили , чтобы разместить все дворцовые службы. В это время Версальский замок использовался как загородный дом. Поэтому семья монарха пребывала там недолго, однако и для короля, и для королевы , и для принцессы были выстроены отдельные апартаменты.
Король все больше привязывался к Версалю и вскоре работы по строительству были возобновлены. Людовик 14 решает расширить дворец в сторону садов , построив колоннады , установив статуи и античные колонны. Одновременно появлялись и подсобные постройки. С 1661 года молодой Людовик 14 стал регулярно приезжать в Версаль, и он прежде всего занялся устройством садов. Вот тогда-то и произошла историческая встреча короля Франции с королем садовников - Андре Ленотром .
Провозглашение Версаля резиденцией правительства Людовика 14 не было простым проявлением королевского каприза. Версаль должен был выразить, запечатлеть могущество французской короны , которая объединила страну и привела ее к могуществу и расцвету.
В ансамле Версаля все основано на единстве и взаимопроникновении. Стиль , порядок и ритм царит в этом мире. Нет разлада между замыслом и воплощением. Зрелище совпадает в нем со смыслом, форма с наибольшей ясностью выражает идею, содержание , заложенное в произведении искусства.
Планировка Версальского парка имела свои прообразы в барочных садах Италии и Голландии. Прежде всего поражают масштабы ансамбля. Дворец и парк Ленотр соединил единой магистралью, что придало подчиненное значение всем сопряженным с ней композициям. К дворцу сходятся в виде трех лучей прямые и диагональные дороги – проспект в Париж, дороги в Со и Сен-Клу . Сам дворец располагался на возвышенностях, среди партеров, водных зеркал и плоских террас. Затем центральная ось переходит в парковую территорию, разбитую на ряд боскетов и прорезанную каналом. В целом, ансамбль как бы постепенно растворяется среди лесных аллей, полей, перелесков.
План Версаля прекрасно обозрим благодаря открытой планировке. Можно себе представить, какое величественное зрелище открывалось с верхнего балкона дворца на творение Ленотра.
Роскошные газоны , бассейны , фонтаны Нептуна и Дракона , Большая парадная лестница и Королевская аллея, фонтан Латоны, бассейн Аполлона - огромный мир , целая страна , и как по огромной карте мы совершаем грандиозное путешествие по парку Версаля. Зрелище это давало исключительное богатство зрительных впечатлений . Просторы парка открывались сразу, с одного наблюдательного пункта. Они ясно вырисовывались с их четко выраженными началами порядка и гармонии. Кроме главной панорамы - вид из дворца, есть еще несколько точек, откуда раскрываются перспективы парка. Не следует думать , что Версаль был расчитан только на восприятие "с птичьего полета" , что его дорожки – только ленты, членящие плоскость. Стоит с балкона спуститься вниз, - и зрелище решительно меняется. Предметы, которые сверху казались раставленными в пространстве один рядом с другим, теперь сближаются, и кажется, что они стоят один за другим. Умелая посадка и стрижка деревьев позволили Ленотру придать живому материалу четкие и ясные архитектурные формы . Он создал стены из стриженных деревьев, посаженных без просвета. Ленотр не любил красочных и виртуозных партеров. Главное внимание он уделял композиции боскетов и водоемов, симфонии цветов и фактурных сочетаний. Даже скульптуре он отводил подчиненное место, несмотря на то, что в Версале ее много, и она помогает утверждать царящий здесь порядок. Особенностью Версальского парка , его стержнем является аллегорическая фигура Аполлона – бога солнца- центральная фигура Версаля, олицетворяющая Людовика 14. Это он - Король –Солнце. Так Ленотр увековечил образ короля. Аполлон – солнечное божество и покровитель искусств, направляет своих усталых коней в океан , и лучи закатного солнца светят ему в спину …
Большой любитель природы, Людовик 14 настолько обожал свое версальское детище, что даже оставил после себя " особую манеру демонстрировать сады Версаля". Он заказал серию картин с версальскими пейзажами и повелел соорудить для себя специальную каталку для прогулки по садам, когда у него случались приступы болезней.
В 1661 году сады были закончены и король даст в них свой первый праздник под названием " Наслаждение волшебного острова".
Для обеспечения садов водой король предусмотрел водопроводные установки, стоившие казне безумных денег. Всего этого , однако, было недостаточно, чтобы включать все фонтаны и водометы одновременно, и король никак не мог с этим смириться . Долгое время историки утверждалии , что строительство Версаля разорило Францию … Хотя только спустя столетие Версаль пришел в запустение , когда потомок короля – Людовик 16 , покинул этот замок по требованию парижан . Тогда Версаль не раз подвергался разграблению . Но следующий король Франции – Луи-Филипп вновь отреставрировал и полностью восстановил весь комплекс. В истории все повторяется. Наверное, само Солнце охраняет Версаль…
Ленотр создал поразительный по красоте и грандиозности парк. Не удивительно ,что этот парк оказал влияние не только на развитие садово-паркового искусства, но и на градостроительство. Площади городов в 18 веке стали рассматриваться как открытые пространства ,организуемые парковой зеленью и партерами с широким обзором , в отличие от замкнутых площадей средневековых городов.
Если попытаться сформулировать основные положения творчества Ленотра, получится следующая картина : в основе решения лежит подчинение деталей целому, применяются длинные и широкие перспективы, строятся невысокие лестницы с широкими ступенями и парапетами , декоративные водоемы решаются главным образом гладкими поверхностями ( без шумных водопадов итальянского барокко), широко применяются топиарные формы и растения в кадках. Используются буленгрины ( пониженные партерные участки) и вердбюгадены (повышенные) .Некотороые аллеи перекрываются перголами , увитыми вьющимися растениями. И все эти приемы решаются в органическом художественном единстве.
Ленотр построил огромное количество парков и воспитал целую плеяду садовых архитекторов. Его ученики Лакинтини, Дего, Гарнье д Иль, Житар работали во всех странах Европы. Садовый архитектор А.Леблон создавал парки в России.
К сожалению Ленотр не оставил после себя ученых трактатов и руководств, и многие его профессиональные секреты до сих пор остаются тайной .
Он прожил 87 лет. Несмотря на свою известность и богатство , Ленотр отличался доступностью , простотой в обхождении, с достоинством и радушием относился к начинающим мастерам. Один из его современников позже вспоминал его гордые слова : " Я думал лишь о чести и славе Франции "...
Главная страница. Homepage.
My architecture. Moя архитектура.
My photoalbum 1. Мой фотоальбом 1.
My photoalbum 2. Мой фотоальбом 2.
2. Мои статьи. My articles.
|