1. Architect Nataly Batuyeva - The articles about history of landscape architecture.

Это некоторые из моих статей на тему , которая достаточно долго интересовала меня . "Ландшафт. Или путешествие во времени."

Садово-парковое искусство зародилось на Древнем Востоке. Египет, Палестина, Ассирия, Вавилон, Персия, Китай …Сады и парки Древнего Востока, Средней Азии свидетельствуют, что уже в далеком прошлом был необыкновенно высок уровень ландшафтной архитектуры.
Египет считается одной из первых стран, где возникло искусство создания садов и парков. Благодатные долины Нила расцветали садами и виноградниками. Уже с древних времен дерево для древних египтян было священным, и каждый храм имел свое священное дерево. Храмы царицы Хатшепсут имели огромные садовые владения, Описания этих удивительных парков имеются в исторических летописях. Фараон Тутмос IV из своего похода в Палестину привез огромную коллекцию редких растений, и приказал высечь барельефы с их изображением. По сути, это был первый в истории ботанический атлас. Из Древнего Египта пошли по миру изображения лилий и лотосов, резеды и мирта, папирусов и финиковых пальм. Египетские сады - сочетание симметрии, изящества и утилитарности. Светлый, поэтический образ той эпохи – царица Нефертити, вкушающая плоды винограда на берегу озера, которое утопает в зелени деревьев, белые птицы, плывущие по воде … И Бог Солнца Амон осеняет этот мир своим знамением…Египтяне были полны мудрости и жизнелюбия, и они первые стилизовали природные формы в конкретные художественные и архитектурные образы. Так возникли формы колонн с капителями в виде лотосов, папирусов или пальм. Отсюда диктовался стиль убранства домов, планировки жилых помещений, где огромное значение придавалось растениям, водоемам и садам, имевшим культовый смысл.
В Древней Ассирии и Вавилоне садово-парковое искусство складывалось и развивалось на основе живительной силы египетской культуры. Еще с древнейших времен здесь дерево также считалось символом жизни. И парки были лучшим украшением страны, поэтому они первыми подвергались уничтожению со стороны врагов.
Древние считали, что враг, разрушивший их сад , растоптал и их человеческое достоинство. Ведь когда человек говорит о своем доме и о саде, он говорит о своем внутреннем Мире, о своих привязанностях и страхах, о том, что ему дорого, чем он живет. Срабатывает древний животный инстинкт - человек создает свое «убежище» - безопасное место, где он может жить, творить и растить своих детей.
Дом, сад – это Мир. Это покой, надежность, защита. Это отражение личности человека, его интеллекта, его культуры. Это собственная, обособленная часть мира и жизни человека. И каждый индивидум стремится наполнить ее всем лучшим и достойнейшим, что он может создать своими руками, умом и чувствами.
Древние говорили: "Ты наклонись к цветку, но не для того чтобы сорвать его, а чтобы посмотреть ему в Лицо, и показать свое…".
Помним ли мы эти древние заповеди? Куда исчезло наше врожденное чувство единства и связи с Природой? Почему наш мир наполнен чудовищными страстями и агрессией? Может стоит почаще оглядываться на своих предков?
Персы-завоеватели и поработители множества стран, создавшие в древности мощнейшую, огромнейшую империю, куда входили Мидия, Лидия, Палестина, Малая Азия, Финикия и Закавказье – вместе с покорением этих государств, привнесли в их культуру и цивилизацию новое представление о мире и о земле, как о предмете Искусства. И дом, и сад они возвели в ранг Творения, Созидания. Размеры и красота дворцов и парков персидских царей произвели неизгладимое впечатление на греков и римлян – античный мир постепенно вступал в соприкосновение с великой живой мудростью и силой древних цивилизаций Востока.
Дворец владыки Вавилона, лучшим украшением которого были "висячие сады Семирамиды" – это одно из самых знаменитых семи чудес света. Семирамда – ассирийская царица – создавала их, чтобы удивить мир. Об этих садах писали Диодор, Клейтарх, Страбон, Сократ. А в это же время, в соседних землях – в Иудее, в Иерихонской долине, царь Соломон создает великолепный бальзамический сад, в котором выращивались драгоценнейшие пряности.
Сократ после своих путешествий в земли Персии писал и поучал своих учеников, что повсюду, где ни появлялся персидский царь, он заботился о разведении садов, которые они называли "парадизами", и которые были полны всем лучшим и прекраснейшим, что могла породить земля.
Многие сады мира – в Турции, мавританские сады в Испании, сады татарских ханов в Крыму – возникли под влиянием древнего восточного садового искусства.
Великолепные грандиозные сады Индии и Китая описаны в древних исторических книгах. Священный индийский парк Емабана, подаренный Будде купцом Анатапинта: "Там прозрачная вода прудов, роскошная зелень и множество цветов…"
В Китайских эпосах упоминаются гигантские императорские парки площадью более 3тыс.га.
В Древней Греции, в гомеровскую эпоху, искуссно и тщательно украшались места, предназначенные для богопочитания. Священные рощи с течением времени превращались в садовое окружение храмов. Греческое садовое искусство в своем развитии получило могучий импульс извне. Благодаря завоевательным походам Александра Македонского вся Азия с ее высокоразвитым садовым искусством была сразу включена в греческую культуру. Города Антиохия, Александрия славились своими прекрасными садами с цветочными гирляндами и тенистыми беседками из плюща и виноградных лоз. Греки привнесли в свои сады новые, по сравнению с Египтом, решения – терассообразное, уступчивое устройство, более свободная композиция, декоративность, нагромождение зеленых масс, обилие украшений, витые лестницы, фонтаны со сложными гидравлическими машинами.
В Республиканском Риме формируется еще более целостный архитектурный организм, тесно связанный с садовым искусством. Знаменитая вилла императора Адриана, построенная около Рима в Тибуре, являлась великолепным дворцово-парковым ансамблем с грандиозным размахом.
Архитектура парковых сооружений пыталась воспроизвести знаменитые постройки Древней Греции. Появление этой археологической нотки в садовом искусстве весьма примечательно, и в дальнейшем она прослеживается во всей истории садово-парковой архитектуры.
Мы и Они, Настоящее и Прошлое…. Прислушайтесь к голосу древних зодчих. Они приходили на пустую землю. И выращивали на ней города. Как садовники выращивают сад… Архитекторы – это садовники человечества. Самые одержимые и любопытные из людей. Искатели сокровенных знаний, они всегда в поиске. И их находками полнится человеческая культура.
Ландшафтная архитектура – это искусство в искусстве, древняя наука, симбиоз идей и знаний разных эпох, наше наследие.
Печальные реалии нашего сегодняшнего дня – ландшафтная архитектура воспринимается на уровне рядового озеленения – примитивные тюльпанчики вдоль дорожек, голубые ели в окружении бордюров из буксуса, и огромные сплошные, безликие массивы роз на клумбах.
Неприятие, невосприимчивость к художественным традициям садового искусства вообще, говорит только о чрезвычайно низком культурном уровне в отношении к архитектуре, дизайну. Невозможно без специальных знаний и профессионального художественного опыта создать сколько-нибудь значимый ландшафт.Это не попсовое искусство, где нас ничто не ждет. Только внутренняя уверенность, тонкость, гибкость и образованность являются единственным аргументом в искусстве, и в искусстве ландшафта, в частности.
Когда создается "Сад камней", по японским традициям, это поистине священнодействие, пронизанное четким стилем и профессионализмом. Но мы, глядя на этот сад, чувствуем, как "сердце погружается в природу" – это мир уединения, раздумий, тихого созерцания красоты, воплощенной в садовой композиции. И за каждым камнем незримо, но чувственно присутствует сам Автор, архиректор-режиссер, архитектор-драматург.
Любой профессионально сделанный сад – это Ожидание. Сад всегда радует нас неожиданными эффектами, он развивается спонтанно, но в основе его развития лежит авторская идея, превращающая уголок природы в красочное шоу, парад, спектакль, представление, театр. Сад живет , все время меняясь. Сегодня он розовый, завтра – желтый, золотой или фиолетовый. Идея сада должна быть интригующей, зажигающей в людях любопытство, интерес. Замечательно, если человеку, ступившему за ограду сада, хочется идти дальше. Его влечет орнамент мощения дорожек, благоухающая зелень кустарников, тенистые перголы и беседки, увитые плющом и виноградом. И тогда сад – это путешествие, полное открытий и сюрпризов.
Архиректор, как тонкий стилист, может точно передать образ любой эпохи, и тогда мы окажемся в древнегреческом саду с горными уступами, белой галькой, античными амфорами и средиземноморской растительностью. Меняется стиль и эпоха – и мы уже путешествуем по средневековому мавританскому парку, отзвуку далекого мира гранадских халифов – парки Альгамбры с Львиными и Миртовыми садами, водоемы и фонтаны, лебеди, белые лилии, факелы в ночи…
Эпоха Итальянского Возрождения, когда перед изумленным Западом предстал новый мир – в Италии наступил невиданный расцвет искусства – отблеск классической древности. И возникает образ нового сада – великие зодчие и художники создают стиль "Барокко", и ренессансный сад вбирает в себя целиком и полностью окружающий ландшафт, как на Вилле Д''Эсте или Вилле Медичи. Декорации, уникальное сочетание природных форм с архитектурной пластикой. Живописные ландшафтные парки, глубинные перспективы, расходящиеся в разные стороны ступеньки, которые заставляют зрителя перемещать пункты наблюдения, чередование сменяющихся картин – и наслаждение эффектом! Аллеи, лестницы, террасы, гроты – части одной большой декоративной постройки. И мы – в театре! Кариатиды кажутся родственными соседним кипарисам, и стираются границы между узорами баллюстрад и цветочными узорами. Таковы итальянские сады и парки. Они полны энергии вдохновения, и очень чувственны.
Водные пространства в ландшафтах занимают особое место. Пруды, водопады, каскадные бассейны. Спокойная гладь водоемов удиивительно контрастирует с бурными каскадами, доставляющими воду. Фонтаны в сочетании со скульптурой добавляют драматизма в водную феерию. И тогда водоем становится зрительной доминантой сада. Любой пруд – это живой организм. И созданием водоема, кроме архитектора, занимается специалист-гидробиолог, который подбирает сообщество растений и рыб так, чтобы они мирно дополняли друг друга. Каменистые острова, мерцающие в воде золотые рыбки, удивительные водные растения, плавающие и подводные светильники – все это позволяет сделать из любого водного пространства главенствующий или определяющий элемент садово-парковой композиции. Главное понять и почувствовать ,наравне с автором-проектировщиком любого ландшафта , что сад – это со-Авторство, со-Переживание, со-Участие – Природы и Человека, Учителя и Ученика, Проповедника и Слушателя.
Прислушайтесь к своему саду! И он сам откроет Вам свои тайны. Они удивительны!
Оглядываясь на прошлый исторический опыт садово-паркового искусства, важ-но понять, что соприкосновение Архитектуры и Природы – это глобальный гуманистический опыт человечества. Чтобы создать Сад, надо ПОЛЮБИТЬ его… Помните, у Куприна:"Я люблю тебя… И да святится Имя твое…"
Чтобы работать с садом, надо изучить каждое растение – как близкого человека, со всеми его вкусами и наклонностями. Понять, в какие минуты растение бывает особенно красивым. У людей – это минуты вдохновения, творческого порыва, у растений – это пора цветения.
Сад – это Сонм существ, которые пристально наблюдают за нами. Сделайте свой собственный сад, особенный и удивительный, предмет Вашей гордости и любви. Ради этого стоит жить…

Эдем. Античный сад.

В начале был сад…
Сад Эдема…Райский сад…. История любви Адама и Евы. Грехопадение… И изгнание из рая. С тех пор и существует в мире людей сокровенная мечта о возвращении – в тот сад, где нет войн и насилия, где все сбывается, и все радостное – наяву. Утопия, Мир восторгов и грез. Иллюзия особой жизни…
Еще в далекой древности люди начали создавать сад Мечты. Иногда – вдали от людской суеты, где-то в море-океане, на затерянных островах. Так возникали образы отдельных миров: в Атлантике, на Азорах или на Гаити – субтропические джунгли, Страна молока и меда... Живущие в сознании людей, эти прекрасные миры проявлялись в неумирающем стремлении человека к идиллии. И так – до сих пор – каждый из нас обречен, создавать свой Эдем, свой удивительный сад.
Поиск Идиллии – самая влиятельная идея в мировой истории. Зарождались и умирали цивилизации, шел век за веком, а человек неустанно строил, создавал, воплощал свою Мечту. И это священнодействие превратилось в Искусство. Многоцветный мир, тщательно оберегаемый от злого рока, должен был стать долговечным. И человек учился у природы – как надо жить, чтобы жить долго, как жить в согласии с собой, с миром, с Богом. Образы живой природы, соприкасаясь с жизнью человека, несли в себе ощущение защищенности и комфорта, а непрерывно меняющиеся картины ландшафта ассоциировались с жизненной энергией, текучестью и изменчивостью мира. И человек ощущал себя частицей этого животворящего потока. Отсюда явили миру свое лицо Красота, Вдохновение, Озаренность, и их завораживающий свет отразился на образе жизни целых народов.
Красивейшие уголки природы породили самые могущественные и высокоразвитые цивилизации.
На берегах Средиземного моря, в удивительном природном оазисе возникла потрясающая по силе и влиянию древняя античная культура, вобравшая в себя традиции великих цивилизаций Востока. Греки привнесли в садовое искусство новое пространственное решение – сложное террасирование, позволяющее создавать разноплановые композиции. Уступчатое устройство садов и парков способствовало ощущению многомерности мира, его наполненности и многообразия. Цветущие сады с множеством лужаек и деревьев (тенистые платаны, тополя, ильмы) становились непременным атрибутом общественной жизни: свободолюбивый дух греческих полисов наполнял окружающую природу энергией мысли и движения.
Рим объединил греческие архитектурные формы с чертами чисто италийскими, вобравшими в себя этрусский атриум, эллинистический перистиль и виридарий (озелененный участок) с бассейном или фонтаном и статуями. В Императорском Риме сформировался еще более целостный архитектурный организм, тесно связанный с садовым искусством. К примеру, термы – грандиозные сооружения, вмещающие огромные залы, бассейны для плавания, окруженные двориками, садами и закрытыми помещениями, в которых протекала спортивная, литературная и художественная жизнь города. На склонах Албанских и Сабинских гор, в Компанье и других местах строились загородные виллы императоров и городской элиты – роскошные садово-парковые ансамбли.
"Эпикуреец сосредоточенно покоится в глубине своего утонченного сада…" О садах Эпикура известно немного, но даже этой малости Вергилию было достаточно, чтобы создать в "Георгиках" образ тарентского старца с его утонченно-благородным садом. Сад был прибежищем от жизненных бурь не только для Эпикура, но и для многих образованных римлян: в нем протекала жизнь, тщательно оберегаемая от внешнего неупорядоченного мира.
Римская эстетика с ее любовью к строгой симметрии и с ан-самблевой группировкой статуй отразились и в садовом искусстве: в садах воспроизводятся архитектурные формы полисной Греции – гимнасии, портики и ипподромы, вносящие в мир природы не только властную ноту присутствия человека, но и поэзию воспоминаний. Заполненные скульптурами, вывезенными из Греции и с Востока, сады демонстрировали также и завоевания римлян. Официальная идеология, проникая в мир архитектуры, дисциплинировала природу. И невольно рождалась мысль о том, что римляне не только покорили весь мир, но овладели также и природными стихиями. Наверное, так оно и было…
Если греческая архитектура демонстрировала "тождество искусства и природы", то римская именно Искусство расценивала как главную силу, способную подчинить себе мир некультивированной природы. В римском саду господствовала также идея приобщения зрителя к миру богов и мифологических героев: фресковые изображения Диониса, вакханок и сатиров на стенах загородных вилл, таинственные гроты, боскеты с птицами – иллюзия особой жизни, из которой удалено все будничное. Иногда перед изумленной публикой разыгрывались целые представления и "оживали легенды" – в саду появлялся Орфей с кифарой, окруженный оленями и вепрями…Римляне были художниками сада…
Мир растений – каждый цветочек, каждое дерево – был связан с культом богов, прекрасно известным садоводам, поэтому выбор тех или иных растений был не случаен. Римский сад имел свой язык, понятный античному человеку, но утративший для нас свой сокровенный смысл.
Сады и парки Древней Греции, получившие дальнейшее развитие в императорском Риме, были восприняты потомками и определили целое направление в современном садовом искусстве под названием "Средиземноморский сад".
Итак, средиземноморский сад – это прежде всего сад античный. Стилистика его – это отражение образов и символов эпохи расцвета античной, эллинистической культуры, когда общественные понятия, мышление, язык, художественные образы с удивительной силой и красотой воплотились в Искусстве и Архитектуре. Это была эпоха сознательной и мощной борьбы человека за свое счастье. И садовое искусство в полной мере отразило поиски и утверждение античного идеала. Сад способствовал развитию изощренного вкуса, меткого взгляда, создав поэтическую обстановку для жизни.
Средиземноморский сад – это сообщество ключевых элементов: постройки (храмики, портики, диэты, толосы, гроты), многочисленные водные источники (бассейны, каналы, каскады, фонтаны) и особенным образом организованный мир природы (вечнозеленые растения в сочетании с листопадными, боскеты, подстриженные деревья и кустарники). В садах обязательно присутствовала центральная аллея – своего рода принудительный маршрут, на котором сад раскрывается перед зрителем в процессе движения. Многочисленные скульптуры требовали содержательных остановок, движения по кругу. А малые сады (перистили) в отличие от больших, предназначались для рассматривания (для упоения музыкой дождя, для любования закатами и т.д.). В них, как в японских садах, каждая деталь специально подчеркивалась и несла особое содержание. В центре перистиля обычно располагались статуя или бассейн, вокруг которых развертывались элипсообразные боскеты и цветники.
И древние греки, и римляне создали традицию в садовом искусстве, когда мощь и красота дикой природы становилась самой искусной декорацией для мерно протекающей человеческой жизни. Лесные деревья с их раскидистыми, или наоборот, устремленными вверх, стремительными кронами, соседствовали с упругими, извилистыми линиями колоннад и повторяющими их контурами выстриженных зеленых изгородей. Изогнутые линии портиков подчеркивали контуры береговой линии, останавливаясь перед рукотворными плоскостями сада – террасами и вымощенными двориками с беседками и тенистыми перголами.
В отделках использовались натуральные природные камни – базальты, мраморы, туфы, граниты, песчаники и известняки. Мягкие шершавые поверхности, приятные по колористике, и дающие разнообразную фактуру, создавались при помощи насыпей из цветных гравиев, морской гальки, мраморной крошки, измельченного песчаника – это отсветы солнца, неба, моря, вибрирующие оттенки бирюзовой морской воды, глубокой, сияющей голубизны неба над Адриатикой. Прекрасно вписывались в декор сада и терракотовые или глазурованные плиты, черепица, а вставки из мозаичных панно на стенах и в полах великолепно акцентировали самые выразительные уголки сада. Дополняла все это сообщество растений и камня изысканная, прекрасных форм и пропорций керамика – горшки, амфоры, кашпо. Пряный аромат цитрусовых деревьев наполнял воздух, и хрустели под ногами песчаные осыпи…
"Природа подражала Искусству благодаря присущему ей гению" – писал Овидий в своих "Метаморфозах". Впервые в истории так мощно, впечатляюще и грандиозно – покорилась природа направляющей руке человека. И Античный мир завещал нам –"…любоваться красотой своего сада, пользуясь каждым мигом данного человеку краткого существования" (Гораций).

История Версаля. Король Франции и Король Садовников. Людовик 14 и Андре Ленотр.

Франция. 5 сентября 1638 год.,,
У короля Людовика 13 родился наследник – сын Людовик. Маленький мальчик пришел в этот мир, чтобы через десятилетия стать самым могущественным европейским монархом. Его назовут Король-Солнце. Править он будет 72 года. Две главные страсти будут в его жизни – война и женщины. Воевать он будет постоянно , хотя политикой будет интересоваться мало. Страной будет управлять по советам своих министров и многочисленных фавориток. Но … Именно при нем Франция достигнет небывалого расцвета и могущества. И невиданная роскошь будет сопутствовать всей жизни короля. Границы Франции значительно расширятся, хотя это и будет стоить жизни 300 тысячам солдат. Король будет есть только на золоте, и к обеду ему будут подавать до 200 блюд, в то время как французские голодные крестьяне, разоренные военными налогами, будут питаться травой...
Но это все будет позже.Вернемся во времени на 25 лет назад…
Во Франции наступил 1613 год. В самой известной династии парижских садоводов, у Жана Ленотра родился сын- Андре.Маленький мальчик стал наследником в семье с богатейшими культурными традициями. Его дед , Пьер Ленотр, был старейшиной крупнейшей садоводческой корпорации Парижа. Он строил сады Тюильри , вместе с сыном Пьером обустраивал резиденции французских королей. Они еще не знают, что их сын и внук спустя годы станет самым прославленным ландшафтным архитектором Европы . И имя его станет в одном ряду со знаменитыми зодчими, художниками , скульпторами .
А пока … Маленький Андре с детства осваивает пластические и пространственные науки, учится искусству перспективы, берет уроки рисования и ваяния у лучших художников и скульпторов. И очень преуспевает в учении.
Годы летят незаметно. Однажды судьба сведет вместе двух этих людей, уже взрослых – Людовика и Андре. И их стараниями мировая культура обогатится величайшим памятником архитектуры и искусства. Однажды пересекутся их жизненные пути . И они создадут Версаль…
Могущественный, в расцвете лет король Франции Людовик 14 соберет при своем дворе лучшие умы и таланты французской культуры. Его резиденция станет средоточием всей культурной жизни страны. И искусство станет особым предметом заботы короля, потому что он увидит в нем мощнейшее средство для возвеличивания своей королевской власти.
Объединившаяся Франция покончит с феодальной раздробленностью, и победит идея прогрессивной централизованной монархии. На Францию окажет огромное влияние культура Итальянского ренессанса. И расцвет коснется всех наук и искусств , получивших мощный могучий импульс извне . Новый стиль жизни, новые искусства возникнут как выражение победы новой идеи, утверждающей порядок и отметающей хаос . Франция завоюет новые земли, объединит их силой и властью короля . И однажды Людовик 14 пригласит Андре Ленотра создать роскошный дворцовый комплекс – Версаль, свою резиденцию, чтобы увековечить и прославить свою власть, силу единства и порядка, власть системы, которая и станет основой французского абсолютизма и монархии.
Андре Ленотр станет создателем французской школы паркового искусства, он создаст в Версале потрясающий по красоте парк, и войдет в историю мировой культуры , как вели чайший архитектор ландшафта.
Несколько ранее Ленотр создаст парк Во-ле-Виконт, где всего за 4 года, начиная с 1656 года, возникнет резиденция одного из богатейших людей Франции того времени – министра финансов Фуке. Сам дворец еще носил в себе архаические черты средневекового замка-крепости, окруженной рвом-каналом. Но парк уже отличался целым рядом новых качеств, которые еще предстояло проявить себя в Версале.
Замечательный парк строился как живая декорация для многолюдных праздников, балетных представлений, фейерверков, музыкальных концертов, торжественных процессий. Его регулярная композиция создавалась с расчетом на эффект неожиданности и внезапное появление все новых и новых ландшафтов, скульптурных и других элементов.
Уже первый официальный прием в Во-ле- Виконт имел триумфальный успех у публики, однако был омрачен неожиданной реакцией короля . Привыкший к излишествам король был потрясен. И он заподозрил министра Фуке в попытке превзойти его самого в роскоши. Придворные завистники не упустили возможность указать королю на невероятную расточительность и претензии на власть, обнаруженные Фуке в его постройке. На следующий день министр был арестован, смещен со своего поста , и после долгого разбирательства приговорен к пожизненному заключению в горном замке Пиньероль.
Людовик 14 срочно приглашает Андре Ленотра для постоянной работы по коренной реконструкции Версаля с тем условием, что будущая королевская резиденция превзойдет все, что было создано Ленотром в Во-ле-Виконт.
Версаль, расположенный на юго-западе Парижа, был когда-то скромной деревушкой. В 1624 году Людовик 13 приказал построить там небольшой охотничий замок, который позднее был расширен и реконструирован Людовиком 14. В 1682 году Версаль заменил Париж в качестве главной резиденции короля. Вслед за Людовиком сюда переехал и весь королевский двор. В Версале начались строительные работы.
Людовик 14 полюбил Версаль сразу . Поначалу его вполне устраивал замок из камня и кирпича . построенный еще его отцом. Замок лишь немного расширили , чтобы разместить все дворцовые службы. В это время Версальский замок использовался как загородный дом. Поэтому семья монарха пребывала там недолго, однако и для короля, и для королевы , и для принцессы были выстроены отдельные апартаменты.
Король все больше привязывался к Версалю и вскоре работы по строительству были возобновлены. Людовик 14 решает расширить дворец в сторону садов , построив колоннады , установив статуи и античные колонны. Одновременно появлялись и подсобные постройки. С 1661 года молодой Людовик 14 стал регулярно приезжать в Версаль, и он прежде всего занялся устройством садов. Вот тогда-то и произошла историческая встреча короля Франции с королем садовников - Андре Ленотром .
Провозглашение Версаля резиденцией правительства Людовика 14 не было простым проявлением королевского каприза. Версаль должен был выразить, запечатлеть могущество французской короны , которая объединила страну и привела ее к могуществу и расцвету.
В ансамле Версаля все основано на единстве и взаимопроникновении. Стиль , порядок и ритм царит в этом мире. Нет разлада между замыслом и воплощением. Зрелище совпадает в нем со смыслом, форма с наибольшей ясностью выражает идею, содержание , заложенное в произведении искусства.
Планировка Версальского парка имела свои прообразы в барочных садах Италии и Голландии. Прежде всего поражают масштабы ансамбля. Дворец и парк Ленотр соединил единой магистралью, что придало подчиненное значение всем сопряженным с ней композициям. К дворцу сходятся в виде трех лучей прямые и диагональные дороги – проспект в Париж, дороги в Со и Сен-Клу . Сам дворец располагался на возвышенностях, среди партеров, водных зеркал и плоских террас. Затем центральная ось переходит в парковую территорию, разбитую на ряд боскетов и прорезанную каналом. В целом, ансамбль как бы постепенно растворяется среди лесных аллей, полей, перелесков.
План Версаля прекрасно обозрим благодаря открытой планировке. Можно себе представить, какое величественное зрелище открывалось с верхнего балкона дворца на творение Ленотра.
Роскошные газоны , бассейны , фонтаны Нептуна и Дракона , Большая парадная лестница и Королевская аллея, фонтан Латоны, бассейн Аполлона - огромный мир , целая страна , и как по огромной карте мы совершаем грандиозное путешествие по парку Версаля. Зрелище это давало исключительное богатство зрительных впечатлений . Просторы парка открывались сразу, с одного наблюдательного пункта. Они ясно вырисовывались с их четко выраженными началами порядка и гармонии. Кроме главной панорамы - вид из дворца, есть еще несколько точек, откуда раскрываются перспективы парка. Не следует думать , что Версаль был расчитан только на восприятие "с птичьего полета" , что его дорожки – только ленты, членящие плоскость. Стоит с балкона спуститься вниз, - и зрелище решительно меняется. Предметы, которые сверху казались раставленными в пространстве один рядом с другим, теперь сближаются, и кажется, что они стоят один за другим. Умелая посадка и стрижка деревьев позволили Ленотру придать живому материалу четкие и ясные архитектурные формы . Он создал стены из стриженных деревьев, посаженных без просвета. Ленотр не любил красочных и виртуозных партеров. Главное внимание он уделял композиции боскетов и водоемов, симфонии цветов и фактурных сочетаний. Даже скульптуре он отводил подчиненное место, несмотря на то, что в Версале ее много, и она помогает утверждать царящий здесь порядок. Особенностью Версальского парка , его стержнем является аллегорическая фигура Аполлона – бога солнца- центральная фигура Версаля, олицетворяющая Людовика 14. Это он - Король –Солнце. Так Ленотр увековечил образ короля. Аполлон – солнечное божество и покровитель искусств, направляет своих усталых коней в океан , и лучи закатного солнца светят ему в спину …
Большой любитель природы, Людовик 14 настолько обожал свое версальское детище, что даже оставил после себя " особую манеру демонстрировать сады Версаля". Он заказал серию картин с версальскими пейзажами и повелел соорудить для себя специальную каталку для прогулки по садам, когда у него случались приступы болезней.
В 1661 году сады были закончены и король даст в них свой первый праздник под названием " Наслаждение волшебного острова".
Для обеспечения садов водой король предусмотрел водопроводные установки, стоившие казне безумных денег. Всего этого , однако, было недостаточно, чтобы включать все фонтаны и водометы одновременно, и король никак не мог с этим смириться . Долгое время историки утверждалии , что строительство Версаля разорило Францию … Хотя только спустя столетие Версаль пришел в запустение , когда потомок короля – Людовик 16 , покинул этот замок по требованию парижан . Тогда Версаль не раз подвергался разграблению . Но следующий король Франции – Луи-Филипп вновь отреставрировал и полностью восстановил весь комплекс. В истории все повторяется. Наверное, само Солнце охраняет Версаль…
Ленотр создал поразительный по красоте и грандиозности парк. Не удивительно ,что этот парк оказал влияние не только на развитие садово-паркового искусства, но и на градостроительство. Площади городов в 18 веке стали рассматриваться как открытые пространства ,организуемые парковой зеленью и партерами с широким обзором , в отличие от замкнутых площадей средневековых городов.
Если попытаться сформулировать основные положения творчества Ленотра, получится следующая картина : в основе решения лежит подчинение деталей целому, применяются длинные и широкие перспективы, строятся невысокие лестницы с широкими ступенями и парапетами , декоративные водоемы решаются главным образом гладкими поверхностями ( без шумных водопадов итальянского барокко), широко применяются топиарные формы и растения в кадках. Используются буленгрины ( пониженные партерные участки) и вердбюгадены (повышенные) .Некотороые аллеи перекрываются перголами , увитыми вьющимися растениями. И все эти приемы решаются в органическом художественном единстве.
Ленотр построил огромное количество парков и воспитал целую плеяду садовых архитекторов. Его ученики Лакинтини, Дего, Гарнье д Иль, Житар работали во всех странах Европы. Садовый архитектор А.Леблон создавал парки в России.
К сожалению Ленотр не оставил после себя ученых трактатов и руководств, и многие его профессиональные секреты до сих пор остаются тайной .
Он прожил 87 лет. Несмотря на свою известность и богатство , Ленотр отличался доступностью , простотой в обхождении, с достоинством и радушием относился к начинающим мастерам. Один из его современников позже вспоминал его гордые слова : " Я думал лишь о чести и славе Франции "...


Главная страница. Homepage.

My architecture. Moя архитектура.

My photoalbum 1. Мой фотоальбом 1.

My photoalbum 2. Мой фотоальбом 2.

2. Мои статьи. My articles.



Сайт управляется системой uCoz